Денис Семенов: "Без права на ошибку"
Денис Семенов, CFA директор по рискам ВТБ Факторинг о том как снизить показатель Cost of Risk до 0,5% на примере компании.
Международная статистика убытков по факторинговым операциям показывает, что лишь 11% дефолтов связаны с кредитными рисками, в то время как на риски мошенничества приходится 80% случаев. В российской практике наиболее распространенными примерами мошенничества являются поставки без реального движения товара, сговор клиента с дебитором, неправомерные зачеты и возвраты, а также подделка клиентами первичных документов. Такие риски не всегда минимизируются инструментами традиционного «банковского» риск-менеджмента и требуют применения специфических бизнес-моделей и процедур.
Исторически факторинг использовался преимущественно для финансирования поставщиков под уступку требований к торговым сетям. Риск-модели для этого сегмента сравнительно просты и основаны на следующей логике: если дебитор платил ранее, то с большой вероятностью он будет платить данному поставщику и в будущем. При этом возможные риски клиента и контракта нивелируются требованием к уровню диверсификации портфеля и ограничению риска на одного дебитора/клиента в зависимости от его кредитного качества.
Сегодня конкуренция в сегменте поставок на торговые сети крайне высока, маржинальность снижается, а участники конкурируют, прежде всего, за счет параметров риск-аппетита. Для ВТБ Факторинг сегмент оптовой торговли давно перестал быть ключевым и составляет не более 20% портфеля. Основной фокус внимания сосредоточен на крупных корпоративных клиентах из преимущественно машиностроительных и добывающих отраслей.
Высокая концентрация риска по таким сделкам, характерная для контрагентов Корпоративно Инвестиционного бизнеса, требует индивидуального подхода к их структурированию, а также создает принципиально иные требования к качеству системы риск-менеджмента и уровню его организации в целом, по сути, исключая право на возможную ошибку.
Ключевыми элементами такой системы являются:
- Отсутствие асимметрии информации у участников кредитного процесса.
В ВТБ Факторинг руководители риск-менеджмента возглавляют ключевые комитеты компании, имеют полномочия по оперативному принятию решений и блокировке финансирования. Совмещение функций экспертизы, структурирования, мониторинга и взыскания, а также присутствие «рисковиков» на всех этапах факторингового процесса исключает характерную для традиционного риск-менеджмента асимметрию информации при принятии решений. - Вовлечение всего менеджмента компании в определение приемлемого уровня риска
Наш целевой ориентир Cost of Risk (стоимость риска) менее 0,5%. Для достижения этого результата недостаточно использовать только описанные выше методы и ужесточать риск-подходы. Очень важно вовлечь менеджмент компании в процесс переосмысления критериев приемлемости сделок в условиях заданного аппетита к риску и как результат к формированию единого подхода к отбору и принятию решений по сделкам. - Автоматизация и проактивное управление рисками
В нашей компании процедуры риск-менеджмента и основные бизнесс-процессы автоматизированы с акцентом на проактивность к рисковым событиям. Для этого мы используем систему идентификации и обработки сигналов раннего предупреждения, автоматический мониторинг арбитражей и изменений регистрационных данных контрагентов, а также внешних информационных ресурсов и баз данных. Неотъемлемой частью этой системы являются единое рабочее место аналитика, рейтинговая система, витрина риск-данных и риск-отчетность.
Подводя итог, отмечу, что уже сейчас эффективность систем управления рисками, а также их соответствие стратегическим задачам компании, в значительной степени определяется скоростью цифровизации риск-менеджмента. Этот тренд находится в русле реализуемой в Группе ВТБ стратегии и в ближайшем будущем будет являться ее ключевым элементом.