Антон Мусатов: «Потенциал рынка ABL превосходит 8 трлн рублей».
Выступление Антона Мусатова, генерального директора ВТБ Факторинг на конференции Ассоциации факторинговых компаний, 16 марта 2021 г.

В 2020 году ВТБ Факторинг стала группой компаний. Появились компании «АБФ Финанс» и «АБЛ Трейд». Что скрывается за аббревиатурами АБФ и АБЛ? Почему новые компании появилась именно в 2020 году? В чем отличие этих моделей от классического факторинга? И готов ли ВТБ Факторинг к конкуренции в этой нише?
В апреле прошлого года мы публично объявили о создании в периметре ВТБ Факторинг отдельной бизнес-линии, связанной с финансированием купли-продажи товарных запасов и сырья, а также управления складом и дистрибуцией готовой продукции. В течение года мы полностью завершили процесс преобразования ВТБ Факторинг в Группу компаний, в составе которой уже зарегистрированы AБФ Финанс и АБЛ Трейд. Это потребовало развития новых компетенций и структуры организации нашего бизнеса.
На данный момент всем клиентам мы можем предложить решения, удовлетворяющие комплексу задач. Группа компаний ВТБ Факторинг уже предоставляет возможность финансирования пула дебиторской и кредиторской задолженности, а также будущих денежных требований. Помимо этого, благодаря появлению двух новых компаний, круг наших возможностей расширился до финансирования материальных активов клиентов.
Отличие новых компаний заключаются в иной бизнес-модели. Ее суть в том, что мы становимся для клиента не только финансовым провайдером, но и полноценным партнером. Мы не финансируем под залог, мы являемся собственниками активов, под которые требуется финансирование. Иная бизнес-модель требует нестандартных для факторинга бизнес-процессов. Поэтому мы выделили их в отдельные бизнес-единицы.
Риск-профиль этой линии бизнеса существенно отличается от традиционного факторинга, как и параметры управления IT-системами, IT учет структуры, сюрвейеры. Дело в том, что нам необходимо контролировать наличие актива, который находится в нашей собственности. Это требует организационной структуры его последующей продажи, потому что с нашей стороны, как фактора или лендера, экспертиза и профессионализм заключается в том, что в случае негативного развития событий мы можем изъять этот актив и перепродать. По аналогии с тем, как мы изымаем дебиторскую задолженность и получаем по ней соответствующие возмещения. Основываясь на том, что процессы, системы и технологии отличаются, мы сделали вывод, что эта линия бизнеса должна развиваться на отдельном балансе в группе компаний, чтобы не смешивать финансирование дебиторской и кредиторской задолженности, которые, я считаю, действительно будут и дальше активно расти, параллельно с финансированием материальных активов.
Первую сделку по модели АБЛ Трейд мы открыли еще в 2015 году с компанией Sollers с целью финансирования дилерской сети. Это решение доказало свою эффективность и работает до сих пор. Примерно в это же время мы запустили еще один прорывной для рынка факторинга продукт — программы финансирования поставщиков (Supply ChainFinance). Продукт оказался очень востребованным, и на тот момент мы сконцентрировали усилия именно на нем. В то же время мы набирали опыт, экспертизу и наращивали профессионализм в рамках ABL финансирования и формировали идеи по развитию этого перспективного направления.
Цифровизация и возможность автоматизировать онбординг и финансирование поставщиков по программам SCF с помощью факторинговых платформ, таких как GetFinance, высвободила для нас операционный ресурс для развития проектов ABL финансирования. Это, пожалуй, основная причина активизации этого направления именно в 2020 году.
Мы не опасаемся конкуренции в этой области. Более того, приветствуем появление последователей, приглашаем обратить внимание на данное направление. Потенциал рынка ABL огромен, по нашим предварительным оценкам он превосходит