Дата публикации
10 июня 2022
Время чтения
7 мин
Рейтинг 5
Поделиться

Александр Чекрыгин: "Сколько стоит Госпрограмма «Энергоэффективность – 2035»?"

Александр Чекрыгин, советник генерального директора ВТБ Факторинг и член Экспертного совета при Комитете Госдумы по энергетике поделился своим прогнозным мнением о государственной программе повышения энергоэффективности.

Планируемой целью государственной программы повышения энергоэффективности, которая разрабатывается в настоящее время, является снижение энергоемкости ВВП на 35% в 2035 году по отношению к уровню 2019 года. Для определения этой величины используется специализированный термин – условное топливо, который был придуман для сравнения различных видов топлива, которые имеют разную теплоту сгорания. Например, при сгорании одного килограмма торфа выделяется в десятки раз меньше тепловой энергии, чем при сгорании водорода. Для пересчета натурального топлива в условное примется коэффициент калорийности. Как раз он позволяет сравнивать эффективность различных видов топлива и определять совокупное энергопотребление домохозяйства, предприятия, региона или страны.

В соответствии с данными Минэкономразвития России, по итогам 2019 года энергоемкость ВВП составила 9,62 тонн условного топлива на миллион рублей (т у.т./млн руб.) в ценах 2016 года. Это означает, что совокупно Россия в 2019 году потребила более 1 миллиарда тонн условного топлива (1 054 431 901 т у.т.). В целях математического моделирования представим, что в 2035 году ВВП останется прежним (понимаю, что данное предположение неверно, но для формирования упрощенной общей картины это допустимо).

Таким образом, достижение цели госпрограммы означает, что потребление энергоресурсов должно сократиться до уровня 685 тонн условного топлива, или же ВВП должен составить 148 трлн. руб. при потреблении топлива на уровне 2019 года.

В подходе соотнесения значения из мира энергетики (т у.т.) со значением из мира экономики (ВВП) есть одна небольшая проблема – они номинированы в разных величинах, что не позволяет рассчитывать и очинивать прямые экономические показатели государственной программы в целом и отдельных ее составляющих.


Если энергетика – это про киловатты и гигакалории, то энергоэффективность - это еще и про деньги.

Александр Чекрыгин
Советник генерального директора ВТБ Факторинг

В рамках предложенной упрощённой модели мы можем оценить финансовую энергоэффективность цели по снижению энергоемкости ВВП на 35%. Для этого нам не хватает одного важного значения – сколько в 2019 году стоила одна тонна условного топлива в структуре потребления России (в ценах 2016 года). Согласно данным Центра энергоэффективности-XXI век, возглавляемого Игорем Алексеевичем Башмаковым (учёный, экономист, Лауреат Нобелевской премии мира в составе Международной группы экспертов по изменению климата МГЭИК), доля затрат на топливно-энергетические ресурсы в структуре ВВП России в 2019 году составили 10,6%. Несложный расчет дает нам цифру в 10,6 трлн. рублей, соответственно, финансовый результат цели госпрограммы можно оценить в 4 трлн. рублей ежегодно.

Безусловно, эта оценка справедлива лишь в упрощённой модели с принятыми нами допущениями. Тем не менее, цифра почти со стопроцентной вероятностью соответствует порядку реального значения, рассчитанного с учетом изменения всех факторов влияния во времени. Мы оставим за скобками вопрос, что произойдет с высвободившимся объемом, предполагая потребление за счет роста ВВП или экспорт.

4 трлн. рублей экономического эффекта в год – это 20 трлн. руб. за 5 лет или 40 трлн. руб. за 10 лет. Это не просто цифры с большим количеством нолей, это то, что может получить экономика России в случае успеха госпрограммы. В методике целеполагания по SMART необходимо 5 атрибутов: конкретика, измеримость, актуальность, срочность и достижимость. С первыми четырьмя атрибутами уже разобрались. Давайте попробуем оценить «достижимость».

Воспользуемся методом сопоставления. Увы, энергоемкость ВВП России самая высокая среди стран G20, однако для госпрограммы это хорошая новость – мы находимся далеко от лучших мировых показателей, даже от «средней температуры по больнице», а это значит, что движение к лучшему возможно.

По данным Международного энергетического агентства (International Energy Agency), по уровню энергоемкости ВВП на 2018 год среди 146 стран Россия занимает 136-е место при оценке ВВП по паритету покупательной способности и 133-е место при оценке ВВП по обменному курсу. При расчете по обменному курсу энергоемкость ВВП России в 3 раза превышает среднюю по миру и почти в 6 раз – для Японии. При расчете по паритету покупательной способности соответствующие разрывы сокращаются, но остаются значительными: 1,9 и 2,6 раза соответственно. Исходя из этих данных мы можем с уверенностью сказать, что сокращение энергоёмкости ВВП России на 35% к 2035 году цель абсолютно достижимая и умеренно амбициозная.

Приоритеты по энергоэффективности на уровне отраслей российской экономики

  1. Электроэнергетика (23%);
  2. Обрабатывающая промышленность (22%);
  3. Жилищно-коммунальное хозяйство (16%);
  4. Транспорт (16%);
  5. Добывающая промышленность (9%).

Однако вклад отраслей в ВВП имеет иную пропорцию, что обусловлено не только физикой процессов (невзирая на атомную энергию, гидроэлектростанции и ВИЭ, существенный объем (~54%) электроэнергии производится из углеводородов), но и влиянием глобального рынка (биржевые цены) и внутристрановым регулированием (тарифы).

Например, электроэнергетика (лидер по потреблению ТЭР) формирует 4,5% ВВП, а обрабатывая промышленность – это 25,5% ВВП. Если считать верным тезис, что каждая из пяти отраслей должна сократить затраты на энергоресурсы в размере 35%, то при соотнесении финансовой энергоэффективности к величине отрасли в деньгах мы наблюдаем существенную диспропорцию: электроэнергетика – 19%, а обрабатывающая промышленность – 3%.

Для всех целевых отраслей энергоэффективности отношение планового энергоэффективного эффекта к размеру отрасли составляет менее 10% и лишь электроэнергетика особняком: денежные затраты отрасли на ТЭР составляют порядка 55% от ее размера. ЖКХ не выделяется отдельно в структуре ВВП (к данной отрасли принято относить теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение), но есть высокая вероятность, что картина будет сильно похожа.

Вероятно, достижение целевых показателей Госпрограммы в ЖКХ и электроэнергетике выглядит наиболее проблематично с точки зрения возможности изыскивать финансовые ресурсы на модернизацию: отраслям нужно внедрить технологии и процессы, которые позволят снизить затраты в размере порядка 1/5 (20%) от текущей выручки.

Маленькими, но уверенными шагами приближаемся к оценке стоимости достижения цели Госпрограммы в 35% по упрощенной модели. Мы договорились о следующих вводных параметрах по статусу на 2019 год:

  1. Совокупное потребление в РФ 1,054 млрд. т у.т.;
  2. Стоимость потребленного топлива 11,618 трлн. руб.;
  3. Целевой КПЭ составляет 35%;
  4. Целевой финансовый энергоэффективный результат: 4,066 трлн. руб.

В силу того, что мы работаем в крайне упрощённой модели, задачей которой является определение лишь порядка цифр, введем еще одно допущение, которое в реальности выглядит совсем фантастическим: мы предположим, что можно энергоффективно модернизировать всю экономику страны мгновенно – вопрос лишь в стоимости.

Добавим в наш идеальный энергоэффективный мир еще вводную – условно бесплатные деньги. Это нам позволит рассчитать необходимый объем инвестиции на основе модели простой окупаемости за период.

Стоимость проектов энергоэффективности сильно разнится по отраслям и срокам окупаемости, а наработанная в России база достаточно скромная. Поэтому буду основываться на практических данных ВТБ Факторинг, профинансировавшей десятки миллиардов рублей в повышение энергоэффективности экономики России в металлургии, энергетике, машиностроении, розничной торговле, транспорте и ЖКХ. На сегодня средневзвешенный срок энергосервисных контрактов находится в коридоре 5-7 лет.


Практика доказала, что этого срока достаточно, чтобы экономический эффект от внедрения компенсировал капитальные затраты, выплату процентов за пользования деньгами и обеспечение прибыли инвесторам.

Отметим, что сроки окупаемости, вытекающие из отношения капитальных инвестиций к получаемому экономическому эффекту, могут быть разнообразны даже для при одном техническом решении внутри одного проекта. Поясню на примере модернизации системы освещения с переходом на светодиоды промышленного холдинга, имеющего производства в Иркутской области и Чукотском автономном округе.

При одинаковом уровне капитальных затрат за счет разницы в тарифном регулировании условные 100 рублей на Чукотке вернутся за 2 года, а в Иркутске через 16 лет, а если производство в Иркутске освещается лишь 12 часов в сутки, то срок окупаемости возрастает до 32 лет. Однако, перераспределение экономического эффекта позволяет усреднить сроки окупаемости до 4-х лет.

Сочетание высоко окупаемых мероприятий с менее окупаемыми позволит сделать достижение целей госпрограммы на уровне предприятия, региона или страны более реалистичным. Будем считать, что коридор 5-10 лет адекватен для моделирования потребности в размере инвестиций в энергоэффективность. Экстраполяция на всю экономику России дает следующие цифры в зависимости от сроков окупаемости:

Срок окупаемости, лет / Необходимый объем инвестиций, трлн. руб.

5 / 20,33
6 / 24,40
7 / 28,47
8 / 32,53
9 / 36,60
10 / 40,66

Самые оптимистичные расчеты говорят о необходимом объеме инвестиций порядка 20 трлн. рублей. Цифра огромна для российской экономики, однако это не одномоментные инвестиции – программа должна быть реализована в период с 2023 по 2035 годы (есть целых 12 лет), что дает возможность выстроить щадящий график инвестирования и перераспределять получаемые экономические эффекты в новые проекты.

Если все пойдет по плану, то Госпрограмма должна быть утверждена уже до конца года. Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с Фондом «Центр стратегических разработок» активно занимаются ее разработкой. Я хочу искренне верить, что программа получится результативной и самое главное – практически применимой.

Подробнее о факторинге энергосервисных контрактов смотрите здесь 

Заявка на факторинг
Шаг /
Заявка на резюме
Заявка на резюме
Сопроводительное письмо
Вход в личный кабинет
Шаг /
Какую приоритетную задачу вы хотите решить?
Возможно ваш дебитор уже работает с ВТБ Факторинг. Введите ИНН дебитора, чтобы проверить
Какая общая сумма контрактов, по которым вы хотели бы удлинить отсрочку?
Поздравляем! Ваш дебитор обслуживается в ВТБ Факторинг. Вам доступен упрощенный режим финансирования. Оставьте заявку и мы вам перезвоним
К сожалению, ваш дебитор пока не работает с ВТБ Факторинг. Но не расстраивайтесь! Выберите размер вашего самого большого контракта, чтобы мы подобрали возможные альтернативы
Отлично! Вам подойдет реверсивный факторинг. Оставьте заявку, мы перезвоним и расскажем подробности
Отлично! Вам подойдет самый широкий ассортимент решений. Оставьте заявку, мы перезвоним и мы подберем оптимальный вариант
Отлично! Вам подойдет регрессный и безрегрессный факторинг. Оставьте заявку и мы подберем оптимальный вариант
Извините, суммы контракта недостаточно для заключения договора факторинга и финансирования контракта.
Извините, суммы контракта недостаточно для заключения договора факторинга и финансирования контракта.
Отлично! Вам подойдет регрессный и безрегрессный факторинг. Оставьте заявку и мы подберем оптимальный вариант.
Отлично! Вам подойдет самый широкий ассортимент решений. Оставьте заявку, мы перезвоним и мы подберем оптимальный вариант